Законодательная техника

Законотворчество – одна из основных деятельностей государства.

Законотворчество осуществляется законодателями, которые должны обладать специальными знаниями, навыками, то есть правилами законодательной техники.

Согласно Закону «О правовых актах» под правовым актом следует понимать принятый народом Республики Армения, государственными органами или органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, а также юридическими лицами Республики Армения, их выделенными подразделениями или учреждениями в предусмотренных законом случаях и порядке в пределах их полномочий официальный письменный документ, которым устанавливаются подлежащие обязательному признанию, охране, защите, исполнению или применению права, обязанности, ответственность, ограничения или иные правила. Правовой акт должен соответствовать правилам законодательной техники.

Согласно статье 2 Конституции Республики Армения власть в Республике Армения принадлежит народу. Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц.

Проведение референдума в республике Армения регулируется Законом «О референдуме», принятым 9 октября 2001 года.

В соответствии со статьей 6 Закона «О правовых актах» правомочие принимать нормативные правовые акты имеют:

  • народ - только путем референдума;
  • Президент Республики Армения, Национальное Собрание Республики Армения, Правительство Республики Армения, Премьер-министр Республики Армения, Совет Центрального банка Республики Армения, а также Центральная избирательная комиссия Республики Армения, Регулирующая комиссия по энергетике Республики Армения, Государственный совет по статистике Республики Армения, Комиссия по ценным бумагам Республики Армения, Государственная комиссия по защите экономической конкуренции Республики Армения, Национальная комиссия по телевидению и радио, Совета по государственной службе Республики Армения, министры Республики Армения, руководители государственных органов при Правительстве Республики Армения, а также губернаторы, мэр Еревана, муниципальный совет и руководитель муниципалитета;
  • Конституционный Суд Республики Армения - в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Армения;
  • суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный суд Республики Армения - в части признания недействительным правового акта органа государственного управления или местного самоуправления, противоречащего закону.

Правила законодательной техники

Подготовка проектов нормативных правовых актов (правотворческие работы) проводится в соответствии с текущими программами, которые, как правило, составляются на срок в 1-2 года. Долгосрочные программы правотворческих работ составляются на срок в 3 года и более лет.

В программах правотворческих работ указываются первоначальные наименования и виды нормативных правовых актов, а также ответственные за их разработку органы и сроки разработки этих актов. Утверждение программ правотворческих работ не исключает разработку и принятие нормативных правовых актов, не указанных в них.

Государственный орган или орган местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение или юридическое лицо, разрабатывающее проект правового акта, может создавать комиссию по разработке проекта из числа сотрудников и специалистов этого органа. Для проведения работ по разработке проекта могут привлекаться также представители, специалисты научных организаций, заинтересованных органов и организаций.

Правотворческий орган может поручать разработку нормативного правового акта юридическим или физическим лицам, а также вправе поручать подготовку альтернативных проектов нескольким учреждениям, юридическим или физическим лицам. Правотворческий орган вправе объявлять конкурс на лучший проект.

Юридические и физические лица вправе по своей инициативе разрабатывать и представлять соответствующим правотворческим органам проекты нормативных правовых актов. Разработанные юридическими и физическими лицами проекты законов и постановлений Национального Собрания Республики Армения представляются лицам или органам, обладающим правом законодательной инициативы.

В соответствии со статьей 75 Конституции Республики Армения право законодательной инициативы в Национальном Собрании принадлежит депутатам и Правительству.

Правительство устанавливает последовательность обсуждения внесенных им проектов законов и может потребовать, чтобы они были поставлены на голосование с приемлемыми только для него поправками.

Разработчики проектов нормативных правовых актов имеют право участвовать в обсуждении проектов. Авторы внесенного на рассмотрение Национального Собрания Республики Армения проекта правового акта могут принимать участие в обсуждении соответствующих проектов в порядке, установленном Регламентом Национального Собрания Республики Армения.

При внесении проекта нормативного правового акта на рассмотрение правотворческого органа к нему прилагаются:

  • обоснование принятия правового акта,
  • перечень правовых актов, на основании которых или пользуясь которыми разработан проект нормативного правового акта,
  • справка о необходимости или отсутствии необходимости внесения изменений и дополнений в иные правовые акты в связи с принятием проекта,
  • справка о существенном увеличении или уменьшении расходов и доходов в бюджете государственного органа или органа местного самоуправления в связи с принятием правового акта,
  • имена авторов (разработчиков) проекта или перечень органов, юридических и физических лиц, принявших участие в работе по его подготовке, а также перечень органов, с которыми проект был согласован,
  • заключение правовой экспертизы юридического подразделения (юриста) организации, разрабатывающей проект.

При внесении проекта нормативного правового акта в правотворческий орган к проекту могут прилагаться и финансово-экономические расчеты, статистические данные, иные документы, послужившие основой для разработки правового акта, а также иные данные, необходимые для обоснования внесенного проекта.

Для оценки качества проекта правового акта, внесенного в правотворческий орган может быть осуществлена независимая официальная (правовая, финансовая, научно-техническая, экологическая, лингвостилистическая и др.) экспертиза.

Проекты нормативных правовых актов в целях приведения их в соответствие с Конституцией Республики Армения, законами и иными правовыми актами, а также обеспечения соблюдения при разработке этих правовых актов требований и правил законодательной техники подвергаются обязательной государственной правовой экспертизе в Министерстве юстиции Республики Армения.

Министерство юстиции Республики Армения независимо при осуществлении государственной правовой экспертизы нормативных правовых актов и неподотчетно какому-либо органу при осуществлении государственной правовой экспертизы нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации Министерством юстиции Республики Армения посредством совершения соответствующей записи в Реестре государственной регистрации.

Правовые акты Республики Армения излагаются на официальном государственном языке - литературном армянском языке.

Язык правовых актов должен быть ясным, четким и доступным. В правовых актах не допускается неуместное употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, иносказаний, гипербол, слов и выражений, имеющих переносный смысл, скрытых подтекстов, а также иностранных терминов. Положения правового акта должны восприниматься однозначно, обеспечивать эмоциональную нейтральность.

Стиль нормативного правового акта - императивно-настоятельный и официальный.

В правовом акте должны соблюдаться правила армянского языка.

Официальный перевод правового акта осуществляет орган, издающий акт, или Министерство юстиции Республики Армения.

Заверенный в нотариальном порядке перевод индивидуального или внутреннего правового акта также считается официальным переводом.

Структура правовых актов

Правовой акт может содержать наименование, основную часть, заключительную часть или переходные положения.

Заключительная часть и переходные положения правового акта могут излагаться в форме или отдельных глав, или статей, или пунктов.

Правовой акт может содержать преамбулу, которая определяет цели и мотивы издания правового акта. В преамбулу не включаются нормативные положения. Преамбула не подразделяется на статьи (пункты).

В преамбуле или содержании индивидуального или внутреннего правового акта должно быть указано, согласно какому нормативному правовому акту, его части или во исполнение какого нормативного правового акта, его части он издан.

В заключительной части нормативного правового акта могут устанавливаться:

  • сроки вступления в силу правового акта и его действия (для временного акта);
  • связанное с изданием правового акта внесение изменений или дополнений в иной правовой акт;
  • связанный с изданием правового акта перечень правовых актов, действие которых подлежит прекращению;
  • связанные с изданием правового акта рекомендации или предложения по изменению, дополнению иных правовых актов или подготовке проектов перечней актов, действие которых подлежит прекращению.

Структура правового акта должна быть компактной: логически единой, последовательной и систематизированной. Правовой акт должен быть исчерпывающим, завершенным и в полном объеме регулировать всю специфику отношений, предусмотренных актом. Если регулирование всей специфики этих отношений данным правовым актом невозможно или нецелесообразно, то в нем в форме ссылок или отдельными частями должны определяться виды тех правовых актов, которыми будут регулироваться нерегулируемые отношения, либо указываются те правотворческие органы, которые должны регулировать такие отношения.

Закон — это нормативный правовой акт, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми и организациями, обеспечивает методы непредвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения. В обществе закон устанавливает формальный режим, который упорядочивает виды человеческой деятельности и человеческие отношения путём систематического применения силы со стороны политически организованного общества.

В соответствии с конституцией Республики Армения от 5 июля 1995 года Национальное Собрание является органом, осуществляющим законодательную власть в государстве.

Законы и постановления Национального Собрания принимаются большинством голосов присутствующих на заседании депутатов, если в голосовании приняли участие более половины от общего числа депутатов.

Проект закона рассматривается в Национальном Собрании в трех чтениях.

В соответствии с Законом от 21 марта 2002 года «Регламент Национального Собрания» рассмотрение в Национальном Собрании проектов или пакета проектов законов, проектов постановлений Национального Собрания и иных предусмотренных законами вопросов осуществляется в следующей последовательности:

  1. выступление основного докладчика;
  2. вопросы к основному докладчику;
  3. выступление содокладчика;
  4. вопросы к содокладчику;
  5. прения;
  6. заключительное выступление содокладчика;
  7. заключительное выступление основного докладчика;
  8. голосование.

Принятый в первом, во втором, в третьем чтении проект или пакет проектов закона направляется Президенту Республики, в Правительство, в головную комиссию, фракции, депутатские группы и в Аппарат, а также размещается на электронном сайте Национального Собрания.

Закон, возвращенный Президентом Республики, включается в повестку дня очередной сессии и рассматривается вне очереди. Председатель Национального Собрания в течение 24 часов направляет закон, возвращенный Президентом Республики с возражениями или предложениями, в соответствующую головную комиссию, которая представляет заключение об этом Председателю Национального Собрания не менее чем за 2 часа до начала первого заседания четырехдневных заседаний очередной сессии.

Если Президент Республики не возражает против принятия закона в целом, то возвращенный с его возражениями и (или) предложениями закон рассматривается в порядке, установленном статьей 55 Закона «Регламенте Национального Собрания». С основным докладом выступает представитель Президента Республики, а с содокладом – представитель головной комиссии.

В случае непринятия возражений и предложений Президента Республики Национальное Собрание вновь принимает возвращенный закон большинством голосов от общего числа депутатов.

В Национальном Собрании может быть создано не более двенадцати постоянных комиссий.

Постоянные комиссии создаются для предварительного обсуждения проектов законодательных актов и иных вопросов и представления заключений по ним Национальному Собранию.

В случае необходимости в установленном Законом - Регламентом Национального Собрания порядке могут создаваться временные комиссии для предварительного обсуждения проектов отдельных законов или представления Национальному Собранию заключений, справок по определенным вопросам, событиям и фактам.

Правовые акты Республики Армения излагаются на официальном государственном языке Республики Армения — литературном армянском языке.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.